ТЕХНОФОБИЯ это:

Ставропольский государственный аграрный университет, Россия Актуальность формирования технологической культуры будущих инженеров в современных социально-экономических условиях следует из интереса современников к проблеме влияния техники на человека. Данная проблема возникла не сегодня и решалась с разных точек зрения. Рассмотрим анализ развития взглядов на технику, проведенный В. Автор отмечает, что в философских направлениях ХХ в. Подобная трактовка техники не нова. По мнению автора, в целом корни технофобии уходят в глубокую древность. В технофобии не только декларируется враждебность техники к науке, искусству и другим социокультурным феноменам, но и ставится в центр вопрос о негативном влиянии техники на человека, психику, выискиваются связи между техническим развитием и патологиями личности. Развитие техники интерпретируется как процесс отчуждения от непосредственных жизненных влечений человека, а техника — как нечто чуждое и враждебное его устремлениям. Технофобия пытается доказать деградацию человека по мере технического освоения действительности. В начале ХХ века сторонники экзистенциализма говорили о господстве техники над человеком, гибельности для души такого влияния.

ТЕХНОфобия

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

рост социально-философских знаний через налаживание науч- ной коммуникации .. для понимания особенностей мировоззрения восточных сла- вян явление .. Между тем технофобия как особое миропонимание связы- вает неудачные . ющий внетехнические стороны жизненного мира общества.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Во второй половине 20 в.

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности. Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования: Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни 2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели 3.

В философии техники можно встретить два различных подхода к определению Сторонники первого подхода – технофобы - рассматривают технику и Важнейшая задача – это найти технике «внетехническое» обоснование.

Я Технофобия Технофобия греч. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в.

Презентация на тему"Понятие о технофобии."

Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилось с самой техникой. Дело в том, что технику с самого начала можно было использовать как во благо, так и во вред человеку.

Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Элементы демонизации техники можно найти еще в первобытном мифе.

Философ кризиса индустриализма. Освальд Далее для упрощения под исследованием будем понимать только научную часть, а под.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. Бабосов Новейший философский словарь.

Основы философии техники

Философия техники Большую часть главы занимет рассуждение о философии вообще и о её значении, что тоже почитать будет не лишним. Прежде чем приступить к рассмотрению философских подходов, анализирующих технику, сформулируем цель нашего исследования. Допустим, мы к концу книги получим представление о том, как видят философы причины сегодняшнею положения дел с технической реальностью.

А зачем это нужно? Разве философы являются властителями дум в средствах массовой информации?

цикла «Философия науки и техники», в которой размещён материал, раскрывающий . так как гуманистическое и историческое понимание, так же как наука и техника, .. вания технических наук или как внетехнический способ производства техники и технологии, в противоположность технофобии. (см.

Существующие дебаты вокруг проблем гуманистической роли техники и ее роли в окружающей среде требуют философского осмысления феномена техники и ее отношения к развитию цивилизации. В условиях перестройки инженерно-технического образования нужна философская основательность в нормативной оценке как технократической, так и технофобской крайностей понимания его общественной значимости. Появляющаяся учебная литература по вопросам философии техники [1] не может удовлетворить тем требованиям, которые предъявляются к философской подготовке как студентов, курсантов инженерно-технических вузов, так и аспирантов, соискателей технических специальностей.

В предлагаемом материале обобщен некоторый опыт освещения проблем философии техники в курсах, читаемых автором в различных вузах. Мне хотелось сгруппировать накопленный материал так, чтобы, с одной стороны, показать специфичность философского анализа техники, а с другой — опереться на действительность того развития техники, которое — пока еще неполно — представлено в публикациях по истории техники [2].

В немногих пока еще публикациях по философии техники упор делается на освещение проблем технических наук, тогда как онтология техники остается в стороне [3]. Между тем философы, практически знакомые с развитием техники, пишут о существенном отличии философии техники и философии науки технических наук. Указано на целый ряд существенных отличий техники от науки: Однако философия в процессе осмысления развивающихся совместно науки и техники показывает, особенно в период научно-технической революции, сближение философских образов того и другого феноменов человеческой деятельности.

Развитие технических наук в и веках настолько сближает указанные образы, что в современном философском анализе техники возникает иллюзия тождества науки явления идеального и техники явления материального. Указывая на тенденцию натурфилософского синтеза науки, техники и искусства, возникшую в эпоху Возрождения и развившуюся в условиях НТР, Е.

Шаповалов отметил нигилистическую опасность отождествления философии техники с философией инженерной деятельности.

Предмет философии техники и ее задачи. Соотношение философии науки и философии техники.

Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

Техника должна быть понята: Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов. Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания.

Д.Е.Музой, представлен материал учебного курса «Философия науки и понимание философских проблем науки и техники, с учетом профиля При этом нередко «внетехнический», точнее «внетехнологический», смысл .. мыслях технофобы близки к неоруссоистам, выдвигающим лозунг: « Назад, к.

Данная проблема возникла не сегодня и решалась с разных точек зрения. Рассмотрим анализ развития взглядов на технику, проведенный [4]. Автор отмечает, что в философских направлениях ХХ в. Подобная трактовка техники не нова. По мнению автора, в целом корни технофобии уходят в глубокую древность. В технофобии не только декларируется враждебность техники к науке, искусству и другим социокультурным феноменам, но и ставится в центр вопрос о негативном влиянии техники на человека, психику, выискиваются связи между техническим развитием и патологиями личности.

Развитие техники интерпретируется как процесс отчуждения от непосредственных жизненных влечений человека, а техника — как нечто чуждое и враждебное его устремлениям. Технофобия пытается доказать деградацию человека по мере технического освоения действительности.

Философия. Основные понятия философии. Урок 53