Мартин Хайдеггер

Он"пожирает все конечное" и учит индивида вверять себя Провидению, и тогда вера делает его способным увидеть все в новом свете, а значит,"получить все обратно - как никто другой в действительности" [1, . Страх, согласно Хайдеггеру, может быть рассмотрен в трех взаимопринадлежащих аспектах: Это"страшное в его страшности" как раз указывает на предметность страха [там же]. В страхе мы всегда страшимся за себя, за свое бытие. Ежели мы говорим, что страшимся"за другого", то это не означает, что мы принимаем на себя его страх и страшимся угрожаемого ему, это значит, что мы страшимся за свое со-бытие с ним, то есть в конечном счете опять-таки за себя. В экзистенциальной аналитике Хайдеггера страх не является"самостоятельным" феноменом. Страх как"модус расположенности" фундирован в ужасе — одном из основорасположений, которое играет роль"отличительного" в экзистенциальной аналитике[2, с. Помимо ужаса Хайдеггер исследовал такие основорасположения, как скука, тоска, сдержанность и т.

Мартин Хайдеггер глазами Пиамы Гайденко

Анализ концепций смерти в философии С. Хайдеггера Анализ концепций смерти в философии С. Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать.

Как отмечает сам Хайдеггер, еще Блез Паскаль (Pascal, ) обратил 21 Термин Хайдеггера"Angsl" переводят словами"страх","ужас".

Итак, попытаемся понять отмеченный нами тезис по отношению к этим двум моментам. И этим опять же сказано: Этому сущему свойственно, что с его бытием и через него это бытие ему самому разомкнуто. Понимание бытия, разъясняет Хайдеггер, это не познание или знание, или объяснение. Бытийное понимание Хайдеггер определяет как проектирование, набрасывание проекта. Проект обозначает здесь не план как таковой, а раскрытие бытия как появление возможностей, в рамках которых возможно некоторое планирование.

Хайдеггер проясняет это так: Итак, человеческое бытие анализируется Хайдеггером как таковое, которое понимает себя в своем бытии. Это делается в сознательном отказе от господствующей традиции, Хайдеггер отказывается от понимания человеческого бытия как субъективности, когда одним из главных объяснительных принципов является принцип самосознания, благодаря которому человек знает не только о вещах, но и о том сущем, которым является он сам.

Но чем же является это бытие, в котором понимает себя? При этом для бытия-в-мире не нужно в качестве предпосылки знание об этом мире или знание мира и представления мира как предмета, в отличие от самосознания. Нужно только нахождение внутри мира как открытости сущего в целом как такового.

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия.

Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости.

философской онтологии и отдавались на откуп психологии эмоци поэзии - страх, забота, ужас, покинутость, смерть и т.д. Между тем Хайдеггер .

Возникает объективный взгляд на личность, при котором она оказывается вполне заменимой любой другой личностью. Эти другие притом не определенные другие. Данная взаимозамещаемость, при которой появляется некая фикция среднего человека, приводит к превращению субъекта в нечто безличное среднего рода, в анонима - — на русский язык не переводимо, употребляется в роли подлежащего в неопределенно-личных и обобщенно-личных предложениях. По сути дела это — отчужденный человек повседневности.

Человек повседневности — несобственный. Процесс утилизации проникает также и в язык, который вырождается в господствующее общественное мнение, пустословие анонимной экзистенции; и в конце концов индивидуальность, успокоившаяся в праздной болтовне, исчезает в тумане недомолвок. Созвучно Ницше , Хайдеггер бескомпромиссно обнажает структуры повседневной усредненности духа. Своеобразие, самость человека противится растворению в . Экзистенция может осуществляться в совместном бытии-с-другими уже потому, что самость проявляться только в отличие от других.

Следовательно, отношение к другим, а, если точнее, противостояние им, оказывается главным конституирующим моментом . Так как потеряно в людях, ему необходимо себя найти, засвидетельствовать способность быть самостью.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Перейти к загрузке файла Введение Упоминание об экзистенциализме или"философии существования" впервые появилось в конце х гг. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Ясперс - в Германии, Ж. Марсель - во Франции.

Хайдеггер утверждал, что мы нуждаемся в страхе смерти, чтобы не скатиться в «повседневность», такое состояние, когда мы живы.

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец.

Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, в рутине. Осознавая бытие, человек сосредоточен не на свойствах вещей, а на том, что они есть, что они обладают бытием. Жить во втором модусе - значит постоянно осознавать свое бытие, сознавать ответственность за него.

Обычно люди пребывают в первом модусе, в забвении бытия. Какое отношение ко всему этому имеет смерть?

Очерк хайдеггеровской философии

Хайдеггера Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера является категория"существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения и внешний мир, познавательные акты и эмоциональные реакции, общественные институты и действия отдельных людей. Соответственно задача подлинной философии определяется как аналитика бытия человека, застигнутого"здесь и теперь" в непроизвольной сиюминутности его переживаний.

Иначе говоря, все сущее, как нам оно дано, определяется способом человеческого бытия, то есть сознанием. Именно в этом, считает Хайдеггер, специфика философского рассмотрения.

Труды Мартина Хайдеггера в последнее время вызывают повышенный политика и либерализм как таковой построены на страхе.

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего: Для Хайдеггера бытие невыводимо из мышления.

Наоборот, мышление есть одна из функций бытия, притом бытия, оторвавшегося от самого себя. Основной постулат Хайдеггера гласит: Хайдеггер повторяет здесь в более отвлеченной форме афоризм своего учителя Дильтея: Итак, человек творит свое бытие. Первоначальное отношение человека к миру носит не бескорыстно—познавательный, а заинтересованно—практический характер.

Реферат: Учение о бытии М. Хайдеггера

Чтобы продолжить, подтвердите, что вы не робот. Мы заметили странную активность с вашего компьютера. Возможно, мы ошиблись, и эта активность идёт не от вас. В таком случае, подтвердите , что вы не робот и продолжайте пользоваться нашим сайтом.

26 сентября года родился Мартин Хайдеггер — один из Самым отчетливым из них является страх перед вопрошанием при.

мерть в экзистенциально-онтологическом анализе предстает как истинная возможность, за пределами которой — ничто. Со смертью само наличное бытие становится в своем единственнейшем возможном бытии прежде, чем Его мерть есть возможность не-быть-больше-наличным бытием-возможного Смерть как собственная, безотносительная, неопережаемая возможность. Смерть предопределена наличному бытию судьбой, поэтому она не случайна, а необходима.

Правда, никто не хочет думать и мыслить о смерти. До поры, до времени все уходят от нее в суету повседневной жизни, в неподлинное существование. Каждый представляет смерть только как смерть или кончину других, а не смерть самого себя, не свою собственную смерть. Но в том-то и дело, что смерть не бывает чужой, она для каждого человека является только его собственной смертью. Смерть противостоит обезличиванию и неподлинному существованию — она всегда личностна, персональна, подлинна: Люди боятся смерть вообще или смерть других, но это — недоразумение, ибо это не их собственная смерть.

Когда же приходит их смерть, то они ее уже не боятся, поскольку включены в нее непосредственно и полностью, переживают ее онтологически и оптически, в совершенном отвлечении от неподлинного бытия и существования, то есть они переживают свою смерть как единственную, неповторимую и подлинную возможность, позволяющую им заглянуть в самые потаенные глубины своего собственного существования. Это и есть предвосхищение смерти — состояние, когда наличное бытие постигает само себя и пытается стать, быть и оставаться самим собой.

Свендсен Л. Философия скуки

Не следует ли тогда феноменологию, желающую решать проблемы объективного бытия и выступать в качестве философии, заклеймить позором трансцендентального солипсизма? Я не случайно привел его слова в эпиграфе — мы к ним еще вернемся. Правда, нет, наверное, более занудного автора — засыпаешь на второй странице. Итак, здесь простым и незатейливым слогом я перескажу сюжеты двух книг, заложивших фундамент и величественное в своей безнадежной красоте и жестокости здание экзистенциализма.

Не пройдя в своем развитии стадию экзистенциализма, разбивающего все надежды и опоры, всякую веру, оставляющую тебя наедине с холодным молчащим Космосом — переживать драму собственной жизни, и драму всего живого, - не стать, имхо, взрослым человеком. А значит, говорить, о чем-то трансперсональном — в принципе рано и бессмысленно — весь эзотерический и магический блуд будет лишь игрушкой для прячущихся от себя и от жизни малышей.

БЫТИЕ К СМЕРТИ (Sein zum Tode) – один из основных экзистенциалов М. Хайдеггера («Бытие и время», § 46–53, слл), обнаруживающий.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха. В крайней степени — отчаянии — происходит преодоление этического религиозным. Впервые страх открылся великому датскому мыслителю Кьеркегору в г.

О своем прозрении он написал небольшую книжку, которую так и назвал"О понятии страха". Автор писал о том, что именно свобода выбора, а отнюдь не покоящийся на атеизме мир вызывает страх и тревогу.

Философский словарь - хайдеггер

Мартин Хайдеггер Мартин Хайдеггер — является одним из крупнейших философов, который дал новое направление немецкой и общемировой философии века. Он ставил задачу вернуть европейскую философию к проблеме бытия. Об этом свидетельствует и название одной из его фундаментальных работ"Бытие и время" г.

«Страх и трепет» — трактат основоположника экзистенциализма Сёрена Кьеркегора. В центре внимания автора — вопрос о вере в Бога и её.

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования. За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое —мышление, мир идей, Бога, материя и т.

Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его самого бытием.

Концепция"Двух продолжений"

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. .. экзистенции за свое бытие» (К. Ясперс), ужасом перед Ничто (М. Хайдеггер).

Отто Фридрих Боллноу критикует Хайдеггера как раз за то, что он свел всю фундаментальную онтологию к единственному настроению, а именно к ужасу Примечательно, что Хайдеггер затем анализировал целый ряд разных настроений, в то время как Боллноу вплотную приблизился к скуке и пытался ее препарировать Лично я, в свою очередь, должен признаться, что никогда не имел собственной позиции по отношению к анализу ужаса Хайдеггера, просто потому что сам я не обладал серьезным опытом этого чувства.

Именно это я и отмечаю, когда читаю лекции о Хайдеггере. Ужас, кстати, представляется относительно неведомым феноменом для студентов. Со скукой все обстоит иначе. Скука кажется к тому же более длительным по протяженности времени феноменом, чем ужас. Так или иначе, ужас не может длиться долго, но скука порой представляется бесконечной. Или, выражаясь языком самого же Хайдеггера:

О страхе